• Главная
  • Новости
  • Бизнес Северного Казахстана несет убытки из-за очереди на границе с Россией

Бизнес Северного Казахстана несет убытки из-за очереди на границе с Россией

8 августа 2019

Грузоперевозчики вынуждены часами простаивать на контрольно-пропускных пунктах.

Бизнес грузовых перевозок в Северо-Казахстанской области страдает из-за простаивания на КПП. Предприниматели в ходе диалоговой площадки Adal business заявили, что вынуждены порой находиться на границе по 10 часов из-за проводимого мониторинга экспортного контроля сотрудниками органа госдоходов. Из-за этого они не успевают вовремя доставить товары в пункты назначения и теряют деньги.

Предприниматель Садык Беккожин рассказал, что на место назначения фуры приходят с опозданием из-за ситуации на КПП и бюрократии.

«При средней скорости 50 км он может за 10 часов проехать 500 км. Представители комитета государственных доходов сканируют документы, тем самым создается очередь. Они еще требуют пояснения к этим документам у водителей, которые информацией не владеют, не знают, есть или нет контракт, не в курсе стоимости товара», — прокомментировал Садык Беккожин.

Поддерживает коллегу и руководитель ТОО «NK-CARGO» Омари Харбедия. Он отмечает, что простой характерен для обеих сторон границы.

«Сейчас, когда только проходишь паспортный контроль – и при этом время ожидания бывает до 6-8 часов. Все мы – перевозчики – можем это подтвердить. У всех у нас стоит система телематики, и все мы видим, когда машина подъехала, сколько времени проходила границу, сколько стояла на нейтральной полосе. На сегодня убытки мы несем потому, что деятельность наша связана с международной конвенцией, в которой прописаны режимы сна и отдыха. Соответственно, как раньше, свободно мы не можем двигаться», — пояснил в ходе разговора с корреспондентом «Курсива» бизнесмен.

Согласно конвенции договора о международной перевозке грузов автомобильным транспортом, режимы работы и отдыха для грузоперевозчиков обязательны, нарушать их они не имеют права. Но часы простоя на границе выбивают водителей из графика.

«Мы не можем как раньше свободно двигаться, так как необходимо соблюдать данный регламент. И получается так: водитель подъехал к пограничному пункту, в очереди постоял, после этого рабочее время закончилось, и он должен снова остановиться», — рассказал Омари Харбедия.

Предприниматели просят найти «золотую середину» и избавить их от зарегулированной бумажной волокиты. Госорганам же, включенным в систему грузоперевозок, стоит перенимать положительный опыт других стран, для того чтобы бизнес не страдал, считает спикер.

«Надо нашим государственным органам научиться как-то более быстро реагировать на изменения на рынке. Этого, к сожалению, не хватает. Соседние государства реагировать успевают, и у них по сравнению с нами появляется конкурентоспособность», — отметил г-н Харбедия.

По его словам, особенно хорошо система выстроена в европейских странах, куда он в основном и отправляет фуры.

«Подъезжаешь на границу, тебе не нужно становиться в очередь. Там есть терминалы. Заехал, оставил машину там, получаешь талон. С этого момента считается, что водитель отдыхает. Отдает документы на оформление, а сам идет на обед или в душ. Заканчивается отдых, забирает документацию и спокойно едет дальше. То есть там актуальные для нас проблемы давно цивилизованным путем решены», — рассуждает предприниматель.

Проверять необходимо

В департаменте госдоходов свою причастность к продолжительным задержкам на КПП отрицают. Как отметил заместитель ДГД по СКО Руслан Рахимберды, жалобы на простои действительно поступали, но проверка специальной мониторинговой группы нарушений во временных регламентах не выявила. Процедура сканирования документов и сверки грузов, по словам представителя государственного органа, в среднем занимала от 10 до 20 минут для одного грузовика.

Сам же этот процесс крайне необходим, поскольку очень часто границу пытаются пересечь груженые нелегальной продукцией фуры.

«Например, под видом сoca-cola и соков вывозятся нелегально спиртные напитки и сигареты. Это почти каждый день и на каждом посту происходит», — прокомментировал ситуацию Руслан Рахимберды.

Бизнесмены в свою очередь согласны, что товар в грузовиках должен соответствовать прилагаемой документации, однако предлагают на законодательном уровне сделать механизм проверки более современным и соответствующим интересам бизнеса в том числе. Они считают, что если грузоперевозки в РК и дальше будут находиться под прессом бюрократических процессов, очень быстро на местный рынок придут иностранные игроки из этой сферы, заключают предприниматели.