Что значит Китай для Казахстана? Цифры и факты

12 сентября 2019

Синофобские митинги, прошедшие по всей республике накануне визита президента РК в КНР, вновь заставили казахстанцев рассуждать о том, насколько опасен Китай для нашей страны.

Казахстан имеет давнюю историю взаимосвязей с Поднебесной. Как и у любых других стран, граничащих друг с другом, отношения не всегда складывались идеально. Были в совместной истории и непростые периоды. Не подвергается сомнению и другой факт – территория современного Казахстана с самых древних времен была важной частью Великого шёлкового пути, а значит, первые торговые отношения между народами зародились уже сотни лет назад.

Сегодня общая протяжённость границы Казахстана с Китаем составляет 1782,75 км. К настоящему моменту все демаркационные вопросы решены. Хотя не всегда отношения между странами в этом вопросе складывались хорошо. Периодически споры выливались в вооружённые конфликты; одним из крупнейших стал конфликт у озера Жаланашколь в августе 1969. После распада СССР в 1994 было подписано соглашение между Казахстаном и Китаем о казахстанско-китайской государственной границе. Согласно этому документу земли к востоку от озера Жаланашколь были признаны территорией Китая.

Тень в отношения двух стран вносят и разногласия Казахстана и Китая по поводу использования вод трансграничных рек, в особенности Или и Иртыша. Китайская сторона по своему усмотрению пользуется данными водными ресурсами, не всегда входя в положение казахстанской стороны. Диалог в попытках найти компромиссы продолжается более двух десятков лет. Окончательное решение по этому вопросу пока не достигнуто.

Тесная связь существует между двумя странами и в демографических процессах. С момента объявления независимости Казахстан проводит программу по возвращению этнических казахов из-за границы - на данный момент в страну вернулось более 1 млн репатриантов. Около 15% (более 150 тыс.) из них, по официальным данным, прибыло из Китая. Сегодня, по различным оценкам, в Китае насчитывается от 1 до 1,5 млн казахов. В последние годы увеличилось число сообщений, касающихся массовых репрессий, которым подвергаются мусульмане (в том числе и казахи), проживающие на территории СУАР. Однако, как утверждают китайские власти, ущемления как такового нет – идёт борьба с сепаратистскими и террористическими силами, и местами возникают перегибы. При этом китайские чиновники крайне болезненно относятся к вмешательству посторонних лиц во внутренние китайские проблемы.

Более динамично и открыто складываются отношения двух стран в торгово-экономической сфере.

Как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время своего государственного визита в Китай, за годы независимости Китай вложил в Казахстан около $20 млрд прямых инвестиций. По этому показателю КНР занимает далеко не лидирующие позиции – около 5% от общего объёма иностранных инвестиций.

Главными сферами инвестиций КНР в Казахстане остаются транспорт и складирование, логистика и инфраструктура, финансовая и страховая деятельность, нефтегазовая, строительная и горнодобывающая отрасли.

В апреле 2019 первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал в форуме в Пекине «Один пояс – один путь», где был подписан договор о реализации 55 проектов для Казахстана на сумму $27,6 млрд. В рамках этого договора на территории страны уже созданы или будут построены в течение нескольких лет следующие объекты: 

  • Сухой порт в Хоргосе;
  • Модернизация установки производства порошкового полипропилена;
  • Производство легковых автомобилей бренда JAC методами крупноузловой сборки;
  • Развитие многопрофильного автосборочного кластера;
  • Организация производства тракторов;
  • Горно-химико-металлургический комплекс в Жамбылской области;
  • Строительство солнечной электростанции;
  • Строительство электростанции мощностью 60 МВт;
  • Строительство ветровой электростанции мощностью 100 МВт;
  • Строительство ветряной электростанции мощностью 50 МВт;
  • Строительство солнечной электростанции;
  • Выкуп доли в предприятиях по производству солнечных элементов;
  • Модернизация Тургусунской ГЭС-1;
  • Реконструкция Шымкентского НПЗ;
  • Проект по строительству стекольного завода;
  • Строительство опреснительного завода пластовой воды;
  • Строительство маслоэкстракционного завода;
  • Производство керамической продукции;
  • Завод по производству промышленных взрывчатых веществ;
  • Производство стальных сварных труб большого диаметра;
  • Производство полипропилена;
  • Производство штапельного волокна;
  • Производство цемента;
  • Производство кальцированной соли;
  • Производство мобильных буровых установок;
  • Переработка и производство изделий из натурального камня;
  • Производство газовой сажи;
  • Производство кабельной продукции;
  • Промышленная разработка месторождения вольфрамовых руд;
  • Производство комплексных сплавов;
  • Производство сухого кобыльего и верблюжьего молока;
  • Производство рисового масла;
  • Вхождение Шанхайской фондовой биржи и Фонда Шёлкового пути в МФЦА.

Остальные проекты находятся на стадии подготовительной работы (это завод электролитического марганца, переработка опасных нефтяных отходов, комплекс по переработке сельскохозяйственных культур, создание биохимичес­кого кластера, строительство ТЭЦ и другие).

В рамках реализации проектов планируется создание порядка 20 тыс. новых рабочих мест для граждан Казахстана.

В то же время, по данным Минтруда РК, в настоящее время в Казахстане по квоте привлечения иностранной рабочей силы находятся 4 300 китайских специалистов. Квота на 2019 составляет 23 000 человек.

На протяжении последних лет Китай остаётся одним из самых крупных внешнеторговых партнёров Казахстана и является второй по размеру товарооборота страной после России. За 2018 объём экспорта-импорта вырос на 11,4% и составил​ $12 млрд.​ По итогам 7 месяцев 2019 товарооборот между Казахстаном и Китаем уже превысил $8 млрд. По сравнению с январём-июлем 2018 торговля между странами выросла на 31,2%.

Примечательно, что растёт и экспорт, и импорт. Объём продаж в Китай за семь месяцев текущего года составил $4,6 млрд – в полтора раза выше показателей 2018. Импорт растет не так быстро: на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Основу казахстанского экспорта традиционно составляет сырьё: нефтегазовые продукты, редкоземельные металлы и руда в различных видах и пр. Солидную долю в экспорте составляет и сельхозпродукция. Так, в прошлом году экспорт пшеницы в Китай достиг 550 тыс. тонн. Помимо этого, в КНР поставляются другие зерновые, мука, мясомолочные продукты, растительные масла и жиры, соль и т.д.

Импорт из Китая гораздо более диверсифицирован. Это электронная техника, строительные материалы, электрооборудование, трубы, транспортные средства и запчасти, строительная техника, одежда и проч. - всего более 800 наименований.

О тесных взаимоотношениях двух стран говорит и количество казахстанских студентов, обучающихся в Поднебесной. На сегодня Китай – вторая по популярности (после России) страна для казахстанских абитуриентов. По данным на 2019, в КНР обучалось более 14 тыс. человек.

Однако есть один аргумент, который возникает у скептиков казахстанско-китайского сотрудничества, - чрезмерная активность китайского капитала в казахстанской экономике. По неофициальным данным, КНР вложил только в банковский и добывающий сектора от $55 до 80 млрд. Предоставление дешёвых кредитов, контроль над рядом нефтегазовых и горнорудных месторождений, как считают, может поставить Казахстан в зависимое положение от соседа.

Действительно, Китай активно вкладывается в экономику страны, расширяя сферы своего влияния. Но схожими методами в нашей стране пользуется не только КНР, но и ряд других стран, в том числе западных. К тому же подобная экономическая экспансия Китая уже давно не является секретом - как говорится, «вы посмотрите только на госдолг США». По данным на август 2019, на балансе китайского ЦБ числилось гособлигаций США на $1,1 трлн от общей суммы $22 трлн, из которых $6,6 трлн являются иностранными займами. Влияние китайской экономики на американскую вынуждает правительство США вводить активные контрмеры, которые выливаются в настоящие  торговые войны, где только дополнительные налоговые ограничения исчисляются десятками миллиардами долларов.

В роли гегемона или активного игрока Китай выступает на рынках стран всех континентов. Но никто не разрывает экономические связи с «китайскими товарищами». Даже Штаты не идут на это, понимая, во что все это выльется. Каждый пытается договориться с китайским Драконом на обоюдовыгодных либо более приемлемых условиях. Как кажется, то же самое пытается делать и Казахстан - полностью отгородиться от восточного соседа в любом случае не удастся.

Сопровождение железнодорожных грузов

Источник: forbes.kz