Сопровождение и охрана груза

4 декабря 2019

Безопасность при перемещении груза один из сегментов экономической безопасности предприятия. Мотивация дорожных преступников очень высока - достаточно захватить одну фуру с ходовым товаром, чтобы заработать миллионы.

В то же время уровень обеспечения безопасности перевозок явно не соответствует рискам.

нападение на водителя при сопровождении грузаОтправители экономят на защите груза, уповая на смелость и честность водителей. Те берут в рейс охотничьи ружья и защищают себя по старинке, но при столкновении с организованной группой все равно не могут ничего поделать и, в лучшем случае, остаются живыми. Грузовладельцы и компании-перевозчики несут колоссальные убытки. Ведь нередко исчезает и груз, и автомобиль. Основная проблема заключается в том, что грузовладельцы и перевозчики не имеют грамотной и комплексной стратегии для организации безопасных грузоперевозок и, как правило, ограничиваются полумерами, либо прибегают к аутсорсингу, который таит свои опасности.

Страхуют груз на пять миллионов, но на несколько фур выделяют одного охранника, вооруженного газовым пистолетом либо вообще без оружия. Или ставят в машину дорогое навигационное оборудование, но когда она исчезает с монитора, осознают, что стратегия действий на случай сбоя сотовой связи отсутствует. Результат - хищения грузов, пропажа транспортных средств, огромные убытки, судебные тяжбы. Поговорка «скупой платит дважды» лучше всего подходит к этой ситуации.

Как сберечь груз?
Еще в докризисный период в Москве ежедневно совершались хищения грузов мошенническим путем. До сих пор злоумышленники чувствуют себя
достаточно вольготно: лишь 10% транспортных компаний (ТК) проводят грамотную проверку водителей и экспедиторов, положение усугубляется тем, что в МВД не в каждом регионе есть подразделения по борьбе с преступлениями в сфере автоперевозок.

Грузоперевозки автотранспортом - самый легкий способ наживы для преступников и мошенников.
кража груза
На дорогах воруют все - от полипропиленовой крошки до лифтов, сделанных в Швеции под заказ. Предпочтение, конечно, отдается грузу, который легко быстро реализовать, - цветным металлам, алкогольной продукции, бытовой технике.
Чтобы лучше понять схемы, к которым прибегают злоумышленники, необходимо знать структуру транспортного бизнеса в России, слабости которой и используют преступники. Транспортный бизнес по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Есть несколько логистических монстров - например, Первая экспедиционная компания, DHL и «Армадилла Бизнес Посылка». Но на самом деле и эти гиганты имеют ограниченное количество собственного транспорта, поэтому вынуждены пользоваться привлеченным автопарком. Так в бизнес вовлекаются транспортные компании (ТК).

Как грамотно выбрать транспортную компанию?

  • Провести мониторинг рынка и установить примерный уровень цен перевозки грузов в данном регионе. Слишком низкая цена должна насторожить
  • Наличие собственной службы безопасности у ТК - это плюс
  • Наличие собственного транспорта на балансе данной ТК, которое может установить СБ вашей компании, это также хороший знак.
  • Желательно наличие у ТК службы круглосуточного мониторинга транспортных средств.
  • Важный показатель - отсутствие задолженности у ТК. Это избавляет от опасности захвата груза водителем с целью получения положенной емуплаты за перевозку.
  • Наличие «живого» сайта у ТК.
  • Положительные отзывы о данной ТК на форумах.
  • Наведение справки о владельце и руководстве транспортной компании.
  • Обратите внимание на то, что пакет документов на перевозку должен быть оформлен полностью. Транспортная компания должна требовать заключения договора, оформления заявки на перевозку и ТТН.
  • Зайдите на сайт арбитражного суда и посмотрите, не подавали ли на данную компанию в суд.


ТК, заключая прямые договоры с грузовладельцами, также нанимают транспорт со стороны. Они могут сотрудничать с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Юридические лица - это в основном маленькие компании, имеющие около десятка своих транспортных средств. Предприниматели же нередко пользуются машинами, взятыми в лизинг. Физические лица, как правило, владеют одной-двумя машинами.
Помимо этих собственников транспорта ТК параллельно пользуются услугами посредников. Это экспедиционные компании, впрочем, зачастую они не имеют не только своего транспорта, но даже и офиса. Бывают еще домашние диспетчеры. Обычно это женщина, которая когда-то работала в этом бизнесе. У нее есть опыт подбора транспортных средств, она знает специфику и имеет свой портфель перевозчиков. В свою очередь, она также может привлекать к сотрудничеству компании и частников. Так треугольник, где должны были быть три действующих лица - грузовладелец, ТК и непосредственно водитель, который повезет имущество, - обрастает целой цепочкой посредников. И водитель может работать у любого из них.

Следует ли страховать груз?

Есть два вида страхования - обязательное страхование ответственности перевозчика и прямое страхование груза. Прямое страхование -дорогостоящее мероприятие. Платить страховой взнос 0.2% от стоимости груза перевозчику, зарабатывающему на перевозке 10-20тыс. рублей, просто невыгодно. Поэтому застраховать груз может только сам клиент, если он в этом заинтересован. Риски мошенничества в России при грузоперевозках не покрываются ни одной страховой компанией. Условия договора страхования ответственности перевозчика просто не предусматривает выплату в случае мошенничества, хотя прямо в договоре это может быть не прописано. Данный пункт может значиться в положение о предоставлении документов по страховому случаю. От вас потребуют предоставить все заявки. Но если в цепочку закрался мошенник, заявка отсутствует или оказывается недействительной. В итоге вам наверняка откажут. Страхование работает только при разбойном нападении при правильно оформленных документах на грузоперевозку и в случае кражи. И то в 99% случаев, если эта кража произошла с охраняемой стоянки.

Следует ли охранять груз?

Физическая охрана лучший способ защитить товар при перевозке.вооруженное сопровождение грузов
Когда ценность перевозимого груза исчисляется миллионами рублей, нужно как следует позаботиться о его сохранности на всем протяжении пути. Даже суперсовременная аппаратура не заменит вооруженного охранника, специально обученного и подготовленного, а только поможет ему выполнить задачу - защитить груз на трассе.
Сегодня многие ЧОПы выделяют услугу охраны грузов в особый отдел. Его сотрудники проходят специальный курс обучения, в который включается и
стрельба в движении на автомобиле, и овладение сложными средствами связи, и занятия по тактике. В результате сотрудник получает навыки, необходимые для профессиональной охраны грузов. Введение такой специальности - ответ на пожелания заказчиков, которые становятся все требовательнее к уровню охраны. С другой стороны, и ЧОП заинтересован повышать качество услуги, чтобы работать с одним и тем же клиентом как можно дольше. Тем более что риски, связанные с перевозкой грузов, очень велики, ошибки здесь обходятся дорого - как для заказчика, так и для охранного предприятия, рискующего своей репутацией.
Достоверной и полной статистики по объему хищений коммерческих грузов на транспорте нет. Важно знать другое - попыток воровства и грабежа меньше не становится, а с наступлением кризиса можно смело прогнозировать, что их будет больше.
Самый действенный способ противостоять преступным группам - нанять вооруженную охрану. Это недешево: средняя цена за сутки работы охранника составляет 5-7 тыс. рублей. Но компании, сталкивались с большими убытками от хищений, уже понимают, что для них нет альтернативы. Если раньше ущерб покрывался за счет страховки, то сейчас страховые компании закрываются одна за другой, а платежеспособность тех, что остаются на рынке, вызывает сомнения.
Таким образом, для ЧОПов складывается благоприятная конъюнктура - количество заказов растет, и эта динамика вряд ли изменится в ближайшее полтора-два года. Важно учитывать и еще одну тенденцию: логические компании начали выводить из своей структуры предприятия безопасности, как непрофильные. Поэтому преимущество в борьбе за клиента получают те ЧОПы, которые специализируются на охране перевозок или намереваются развивать это направление. Заказчики - производители, дистрибьюторы, дилеры - сегодня все чаще работают именно с такими структурами. У них, как правило, накоплен большой опыт сопровождения грузов, они досконально разрабатывают маршрут, а сотрудники четко выполняют инструкции и знают, как реагировать даже в нештатной ситуациях.
В большинстве случаев хищения на дороге связаны с недооценкой рисков. Например, логистика утверждает маршрут следования, пролегающий через районы с плохой криминальной статистикой. Не зная об этом, водитель-экспедитор в нужный момент не принимает никаких дополнительных мер для защиты. А когда происходит нападение, оказывается, что он попал в «мертвую» зону, где нет никакой мобильной связи, и он даже не может вызвать милицейский наряд. Преступники хладнокровно останавливают фуру, отгоняют ее с трассы, изымают груз, а затем прокалывают шины. Только спустя несколько часов водителю удается сообщить о том, что случилось.

Объективные факторы в пользу физической вооруженной охраны:

  • Ухудшение криминогенной ситуации. Рост численности людей, занимающихся хищениями грузов, и способов хищения.
  • Снижение платежеспособности страховых компаний.
  • Специализация ЧОПов на охране перевозимых грузов.
  • Сокращение затрат на охрану при условии работы с одним и тем же частным охранным предприятием.

Когда груз отправляется с вооруженной охраной ЧОПа, риск подвергнуться нападению снижается почти до нуля. И не только потому, что в каждой кабине находится сотрудник с огнестрельным оружием, но и благодаря тщательному планированию рейса. Разработка схемы движения транспорта -это основа безопасности груза. За счет правильно выбранного маршрута мы снижаем риски. Поэтому всегда перед тем, как заключить договор на охрану, мы с представителем заказчика подробно обговариваем, каким путем следования пойдет караван и где он будет останавливаться. Причем опираемся на собственную базу данных по различным трассам.

При составление маршрута учитывается местоположение гостов ДПС, станций техобслуживания, заправок и медпунктов. Для отдыха выбираются проверенные стоянки, хорошо знакомые сотрудникам охраны. Исходя из ценности груза и числа машин, определяется, сколько людей нужно для надежной защиты. Если едет одна-две фуры, каждой из них выделяется по одному охраннику. Если машин три и больше, необходима легковая машина сопровождения с двумя сотрудниками.
Этот конвой оснащен мобильной и спутниковой связью, а также локальной радиосвязью для переговоров с охранниками, находящимися в кабинах.
Машина сопровождения движется позади каравана и выполняет несколько функций. Во первых, прикрывает фуры от попыток воровства по ходу движения, во вторых, ведет наблюдение по всему горизонту местности, отслеживает подозрительные машины, и в третьих, всегда готова отразить внезапную атаку. Отказ от машины сопровождения ради экономии может привести к тяжелым последствиям. Совсем недавно, в начале 2009 года, одна из столичных транспортных компаний решила обойтись без конвоя, отправить в дорогу три фуры с одеждой известной марки. В итоге и люди, и машины бесследно пропали на территории Рязанской области. Месяц поиска не дал никаких результатов.

(В материале использованы данные из книги Королева М.И. «Система экономической безопасности предприятия.)

Сопровождение железнодорожных грузов

Источник: globez.ru