Охрана грузов при транспортировке

7 февраля 2020

Общеизвестно, что для перевозки грузов используют четыре основных вида транспорта: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (морской, речной). Выбор вида транспорта зависит от многих факторов: ценности, массы и габаритов груза, особенностей маршрута и стоимости перевозки, требований к скорости и надежности доставки. На сложных маршрутах могут быть использованы несколько видов транспорта, поочередно. Но, как бы не перемещался груз, фактор “надежность доставки” является одним из главных приоритетов, как для его отправителей, так и для получателей. Поэтому, перед отправкой груза, тщательно продумываются меры обеспечения сохранности ТМЦ в пути.

Охрана груза при транспортировке представляет собой комплекс мер безопасности, предпринимаемых для предотвращения хищения или причинения ущерба перевозимым товарно-материальным ценностям (ТМЦ). Обеспечение сохранности ценного груза – это не простая и ответственная задача, связанная со многими опасностями и рисками, как для самого груза, так и для лиц его сопровождающих. Именно поэтому охраной грузов, как правило, занимаются специализированные охранные организации.

При реализации мероприятий по сопровождению груза, ЧОП зачастую задействует весь свой арсенал: проверенные подготовленные кадры, вооружение, оснащение, связь, информационные и коммуникационные ресурсы. Кстати, наличие в ЧОП собственного информационного центра или возможность пользоваться наработками других служб безопасности, является очень важным фактором, дающим реальный эффект  при разработке маршрута, отработке взаимодействия с правоохранительными органами и со службами экстренной помощи, применении тех или иных мер безопасности.

Факторы, определяющие перечень охранных мер при перевозке груза:

  • общие характеристики и габариты груза;
  • специфика хранения и транспортировки груза;
  • ценность и стоимость груза;
  • график и маршрут доставки;
  • криминогенная и оперативная обстановка на пути маршрута;
  • вид и технические характеристики транспортных средств, используемых при перевозке;
  • упаковка груза;
  • другие факторы, во всей их совокупности.


Для охраны груза при транспортировке, ЧОП предоставляет наряд охраны, из числа многократно проверенных, опытных и подготовленных охранников, так называемую группу сопровождения груза (ГСГ). Назначается старший охранник ГСГ, который осуществляет руководство силами и средствами охраны, отвечает за сохранность груза, за дисциплину и готовность охранников, за слаженность действий между всеми сопровождающими лицами, за организацию взаимодействия с грузоотправителем и грузополучателем, а также оперативную связь со службами экстренной помощи и оперативным дежурным ЧОП.

Во время несения службы сотрудники охраны могут иметь при себе оружие и спецсредства, разрешенные к использованию в частной охранной деятельности. Состав группы, вооружение и оснащение определяет руководство ЧОП, в зависимости от криминальной обстановки на маршруте, вида транспорта, специфики груза и ряда других факторов.

Для осуществления оперативной связи между охранниками могут быть использованы радио и сигнальные средства. Для радиосвязи используются переносные ультракоротковолновые радиостанции. Связь условными сигналами может осуществляться с использованием рук, электро-фонарей, а также свистком, ракетой, шумовым патроном, дымовой шашкой.

Основные принципы обеспечения сохранности груза при перевозке:

  • разработка безопасного маршрута (основного и запасного) и путей отхода;
  • организация слаженной работы всех звеньев, участвующих в транспортировке;
  • использование опытных и профессионально подготовленных кадров;
  • наличие плана действий в различных ситуациях;
  • использование современного оборудования, оснащения и вооружения;
  • скрытость и секретность;
  • использование прогрессивных методов защиты.


Ниже приведены некоторые особенности охраны грузов при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом, как наиболее распространенных.

Выбор маршрута. При транспортировке груза автомобильным транспортом, выбор маршрута во многом зависит криминальной обстановки, скорости доставки, качества дорожного полотна, рельефа местности, оживленности и безопасности трассы, инфраструктурных и иных характеристик маршрута. Для повышения безопасности, опытные перевозчики не используют каждый раз один и тот же маршрут, делают обходные маневры, стараются двигаться в составе колонны, используют автомобили сопровождения, меняют время, место и частоту остановок. В отличие от автомобильного, железнодорожный маршрут, в плане безопасности, регламентирован более жестко, из-за отсутствия маневра. Поэтому планировать охранные меры в этом случае нужно особо тщательно.

Численность охранников, сопровождающих груз на автомобильном транспорте, зависит от ценности и количества груза, длительности и сложности маршрута. На небольших маршрутах и при не высокой стоимости груза, может быть использован один охранник. При перевозке груза на одном автомобиле, длительностью свыше 1-их суток, назначается группа охраны в составе не менее 2-х человек, один из которых назначается старшим. Если в перевозке участвует колонна, состоящая из 3-4 автомобилей, количество задействованных сил охраны определяется из расчета: 1 охранник на 1 автомобиль и 1-2 резервных охранника, следующих в автомобиле сопровождения.

При организации охраны груза железнодорожным транспортом есть свои нюансы.  Если груз размещен в одном вагоне, то для его охраны достаточно 2-3 человек. Если груз перевозится в нескольких вагонах, количество охранников в дежурной смене увеличивается пропорционально количеству вагонов, из расчета: 1 человек на один вагон, плюс 1-2 человека на каждые три вагона, в качестве резерва. Если груз размещен в полувагонах и на открытых платформах, охранники должны быть размещены в отдельном специально оборудованном вагоне.

Способы размещения охранников при сопровождении груза:

  1. В непосредственном контакте с грузом, т.е. в том же помещении (блоке, отсеке, секции, кабине), в котором транспортируется груз, при условии его приспособленности для перевозки людей и соответствии требованиям безопасности.
  2. В соседнем относительно к грузовому отсеку помещении (блоке, отсеке, секции, кабине), при условии его приспособленности для перевозки людей и соответствии требованиям безопасности.
  3. В отдельном транспортном средстве, сопровождающем транспорт, перевозящий груз.

Во 2-м и 3-м случае охранники заранее должны договориться с сопровождающими лицами других вагонов (фургонов, автомашин) о сигналах в экстренных случаях, о планируемых местах остановок, о возможных изменениях маршрута.

Конкретные места расположения охранников выбираются исходя из тактической рациональности, стратегической выгодности, личной безопасности, возможности максимального контроля оперативной обстановки, незамедлительного реагирования и взаимодействия с другими охранниками.

Важным условием готовности группы к выполнению задания является психологическая подготовка и отработка слаженности действий в коллективе. Каждый охранник должен знать свои должностные обязанности и свои действия в составе группы в различных чрезвычайных ситуациях. Нельзя охранять «вообще». У каждого охранника должны быть свои конкретные задачи. Для этого группа условно разбивается по секторам и каждый контролирует свой участок. Кто действует слева, кто справа, кто с фронта, кто отражает нападение, кто перекрывает линию атаки, кто обеспечивает защиту груза. Как показывает опыт, слаженная работа ГСГ может отпугнуть преступников или свести причиняемый ими ущерб к минимуму.

Группа сопровождения груза (ГСГ) выполняет свою задачу, как правило, без замены - от места погрузки до пункта доставки. Самое главное условие обеспечения сохранности груза при транспортировке заключается в том, чтобы груз ни на минуту не оставался без охраны. Исходя из этого условия, строится вся работа группы сопровождения груза, состоящая из наиболее опытных подготовленных охранников ЧОП.

Сопровождение железнодорожных грузов

Источник: taggerd.su