• Главная
  • Новости
  • Электронные пломбы и электронные устройства: основа контроля за перемещением грузов с использованием транспортных средств

Электронные пломбы и электронные устройства: основа контроля за перемещением грузов с использованием транспортных средств

13 мая 2021

Цифровые устройства позволяют контролировать онлайн местонахождение подвижного состава, соблюдение маршрута следования, а также дают информацию о том, пытались ли злоумышленники получить доступ к грузу. Как и в каком случае они должны применяться? Могут ли помочь снизить риски задержек в пути и на таможне?

Электронные пломбы и электронные устройства контроля
Когда-то давно для контроля за перемещением товаров и грузов в качестве пломбировочных устройств использовались пломбы, сургучные и мастичные печати. Затем наибольшее распространение получили механические пломбы из свинца, алюминия, пластмассы, а также замки разового применения – устройства с элементами точной механики, в дальнейшем получившие название запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Конструкции пломбировочных устройств непрерывно улучшались и практически достигли совершенства. При этом основные их потребительские свойства – стойкость к криминальным воздействиям и устойчивость к фальсификациям – соответствуют оптимальному уровню по соотношению «цена-качество», а возможности их модернизации практически исчерпаны. Кроме того, эти пломбировочные устройства уже не справляются с функциями ключевого информационного звена транспортной логистической цепи. Поэтому век цифровых технологий предопределил необходимость появления нового поколения пломбировочных устройств – электронных пломб, конструктивно объединивших механическую пломбу и электронный блок.

Электронные пломбы способны осуществить автоматический дистанционный контроль доступа к грузу, обеспечить в режиме реального времени мониторинг параметров перевозки и состояния груза на различных видах транспорта и немедленно передать информацию в ситуационные центры для принятия оперативных мер реагирования при несанкционированном доступе к грузу.
В настоящее время рынок электронных средств контроля при перевозке грузов предлагает широкий спектр продукции. Данную продукцию условно можно разделить на две группы.

Первая – электронные пломбы.

К ним относятся:

  • электронные индикаторные пломбы – конструктивно представляют собой обычные механические пломбы с RFID-меткой или микрочипом, обеспечивающие контроль целостности механической пломбы путем передачи сигнала «вскрыто» – «не вскрыто» на специальный считыватель на расстоянии от 20 см до 1,5 м;
  • электронные навигационные пломбы – конструктивно состоят из двух частей – механической пломбы и электронного модуля (блока). Основная функция электронного модуля – позиционирование местонахождения пломбы и контроль маршрута передвижения транспортного средства. Контроль целостности механической пломбы электронным модулем (блоком) не осуществляется;
  • электронные пломбировочные устройства – конструктивно объединяют механическую пломбу с электронным модулем (блоком) через специальный элемент контроля целостности пломбы, передающий сигнал «закрыто» (опломбировано), «вскрыто» (разрушено) в электронный модуль. Основная функция – дискретная передача на сервер оператора сигналов сохранности или вскрытия механической пломбы с фиксацией времени, координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации. Электронные пломбировочные устройства предназначены для эксплуатации с малогабаритными пломбами (например, диаметр троса устройства не более 3 мм, вес не более 150 г, габариты не более 1,5 куб. дм,
  • выдерживают механическую разрывную нагрузку не менее 350 кгс);
  • электронные запорно-пломбировочные устройства – состоят из двух компонент (силового механического запорно-пломбировочного устройства, выдержи­вающего механическую разрывную нагрузку более 2000 кгс, и электронного блока), имеют по сравнению с электронными пломбировочными устройствами большие габариты и вес, объединяются перед опломбированием в единую конструкцию.

Вторая группа – электронные устройства контроля. К ним относятся:

  • электронный трекер – электронное средство, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем, навешиваемое на транспортное средство (контейнер) с применением магнитного основания и обеспечивающее передачу координат местонахождения устройства и другой дополнительной информации;
  • электронный замок – устройство в виде механически навешиваемого замка с металлической дужкой или дужкой из троса-кабеля, запираемое электронным ключом и обеспечивающее контроль вскрытия с использованием электронного блока, размещенного в корпусе замка и передающего сигнал «вскрыто» на пульт контроля.

Основное отличие электронных пломб и электронных устройств контроля заключается в области их применения:

  • электронные пломбы – универсальные, допускают применение в качестве пломбы грузоотправителя на любых транспортных средствах и являются элементом юридической и административной ответственности при несохранных перевозках. В случае применения электронных навигационных пломб функция пломбы грузоотправителя возлагается на механическую пломбу. Электронные пломбировочные устройства и электронные запорно-пломбировочные устройства могут выполнять функцию электронных устройств контроля;
  • электронные устройства контроля – ограниченного сектора применения и могут применяться исключительно в комплекте с механической пломбой или запорно-пломбировочным устройством, выполняющим функции пломбы грузоотправителя. Устройства данной группы не могут использоваться в качестве электронной пломбы.

Электронные устройства контроля по существу являются сигнальными устройствами по контролю маршрута передвижения транспортного средства, а часть их конструкции в виде отрезка троса-кабеля конечной длины или дужки запирающего механизма без какой-либо маркировки и контрольных номеров в действительности является обыкновенным элементом крепления к корпусу транспортного средства. С технической точки зрения правильное название такого элемента – элемент крепления с функцией контроля целостности.

Как правильно выбрать электронные пломбы?

При выборе механических пломб для пломбирования транспортных средств (контейнеров) экспедитор или грузоотправитель проводит мониторинг рынка пломб, выбирает подходящую ему модель (для конкретной перевозки из числа разрешенных и рекомендованных к использованию), покупает и навешивает на транспортное средство. При этом ответственность за выбор пломбы, ее надежность и криминальную стойкость берет на себя экспедитор (грузоотправитель). Страховая компания в выборе пломб не участвует, качество и надежность пломб в расчете рисков и страховых платежей не учитывает.
При выборе электронных пломб логика выбора принципиально меняется. Экспедитору (грузоотправителю) необходимо определить, какие функции (технические требования) возлагаются на устройство в ходе перевозочного процесса:

  • необходимость контроля целостности механической пломбы грузоотправителя в режиме реального времени;
  •  контроль перемещения транспортного средства (остановки, стоянки);
  • контроль сроков доставки;
  • контроль ударов, соударений и других параметров перевозки;
  •  контроль технологических параметров перевозимого груза (температура, влажность, освещенность и т. д.);
  •  прочие требования.

Заполненную анкету заказчик направляет в адрес производителя электронных пломб и электронных устройств контроля и в течение рабочего дня получает рекомендации, приобретает или берет в аренду электронную пломбу или электронное устройство контроля, навешивает на транспортное средство (контейнер). Если экспедитор (грузоотправитель) принимает решение об аренде электронной пломбы, то поставщик услуги берет на себя ответственность в полном объеме за гарантию ее работоспособности (услуга под ключ). Если покупает – то продавец несет ответственность в пределах заводской гарантии. Страховой компании в случае применения электронных пломб рекомендуется учитывать пониженный уровень риска при расчете страховых платежей и сокращать их величину на 20–30%.

При выборе электронных средств контроля следует учитывать, что электронная пломба автоматически переходит в режим охраны после ее установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере.

В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры. Электронное устройство контроля для включения после установки на запорный узел транспортного средства требует ручных манипуляций с помощью мобильного программатора.

Страховой бизнес – драйвер массового применения электронных пломб

По нашему мнению, драйвером массового применения электронных пломб и электронных устройств контроля могут выступить страховые компании. Их заинтересованность обусловлена поиском в сложившейся экономической ситуации новых точек роста и повышения рентабельности страхового бизнеса, поиском ниш, где могут быть использованы новые решения. Именно такие возможности на сегодняшний день предоставляют электронные пломбы и электронные устройства контроля, которые существенно снижают страховые риски, увеличивают объем и комплексность предоставляемых услуг и дополнительных возможностей.

Как известно, стоимость страховой защиты формируется на основе стандартных условий страхования. Страховщик может дать предварительную оценку стоимости страховой защиты на основании положений из опросника страховой компании: упаковка груза, сведения о транспорте, маршруте, условиях перевозки и хранения, лимит стоимости грузов максимальный и средний, распределение грузопотоков по направлениям и др. Однако в этом случае он будет использовать максимальные рисковые надбавки к стоимости, так как не знает всех деталей риска.

Страховщика всегда интересует статистика убытков. Любая информация существенным образом влияет на договор страхования, стоимость страхового полиса и условия, на которых страховщик готов свои обязательства выполнить. Хорошая страховая компания борется с ростом убыточности не на этапе урегулирования страховых случаев, а до заключения страховых договоров. Внедрение электронных пломб и электронных устройств контроля является эффективным дополнением к этому процессу, уменьшающим риск, повышающим безопасность и обоснованно снижающим тарифы страхования.

Безусловно, скидки на тарифы страхования будут зависеть и от наличия дополнительных систем безопасности, и от свойств самого груза, насколько он ликвиден. Для определенного перечня грузов (алкоголь, сигареты, бытовая электроника, мобильные телефоны, косметика и т. п.) наличие электронных пломб и электронных устройств контроля позволит получить большую скидку, и при условии обязательного применения электронных пломб экономическую выгоду получат и страховщики, и клиенты. Необходимо особо отметить тот факт, что электронная пломба, а также распечатка служебной информации, полученной с нее на всем пути следования груза, принимаются судами как вещественное доказательство.

Размеры страховых ставок – это прерогатива страховых компаний, и они зависят от множества факторов. Существенному их снижению способствует преодоление проблемы, связанной с защитой от мошенничества. В области грузоперевозок мошенничество можно победить только инструментом, способным обеспечить тотальный контроль за параметрами движения и состояния груза. Таким инструментом являются электронные пломбы, что подтверждено практикой. Страховые компании могут разработать собственные рекомендации по применению электронных пломб и электронных устройств конт­роля, определить эффективную область их использования. Пока страховой бизнес осторожно присматривается к новым цифровым технологиям и не учитывает возможности получения максимальных дивидендов от первенства в вопросе массового применения электронных пломб.

Таким образом, объединение значительного потенциала электронных пломб и электронных устройств контроля, опыта и возможностей страхового бизнеса позволит создать совершенно новый страховой продукт, охватывающий весь рынок транспортных перевозок. В такой модели выигрывают все.

Экономический эффект от внедрения

Вопрос экономической эффективности – один из главных для любого участника перевозочного процесса. До середины 1990-х гг. на железных дорогах РФ массово использовались свинцовые пломбы на тонкой металлической проволоке и закрутка стальной (отожженной) проволоки толщиной 6 мм. Такой элемент пломбирования грузовых вагонов и контейнеров всех устраивал, а его стоимость считалась несущественной и практически не влияющей на затраты при перевозке грузов.

С ухудшением криминальной обстановки в РФ в этот период (хищения, подмена пломб, разбой и т. д.) потребовалось значительно усилить прочность и надежность элемента пломбирования и, соответственно, увеличить его стоимость. Появились запорное устройство «Ерш», ЗПУ «Спрут-Универсал» – по цене на порядок выше, что, естественно, вызвало массу возмущений. Однако когда пользователи получили удобные и универсальные механические устройства пломбирования, позволившие значительно сократить потери железных дорог и грузоотправителей от хищений и мошенничества, ситуация вокруг «дорогой» услуги по пломбированию успокоилась. Позднее на рынке пломбировочных устройств появились десятки моделей различных пломб и ЗПУ, различающихся по техническим характеристикам и себестоимости.

Охрана и сопровождение грузов на железнодорожном транспорте

Источник:rzd-partner.ru