• Главная
  • Новости
  • Опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля

Опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля

1 июня 2021
В настоящее время накоплен значительный опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля  в первую очередь при обеспечении контроля за перевозкой транзитных санкционных грузов через территорию России в рамках выполнения указов президента РФ № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 25.06.2019 г. Оператором пломбирования  ГЛОНАСС  получен обширный опыт эксплуатации электронных запорно-пломбировочных устройств: опломбировано более 40 тыс. транспортных средств и контейнеров, пресечено более 50 случаев нападения на транспортные средства организованных преступных группировок. Оператором пломбирования «Центр развития цифровых платформ» нарабатывается опыт по использованию электронных устройств контроля – проведено около 2 тыс. навешиваний.
 
С 2016 года Ведомственная охрана железнодорожного транспорта (ВО ЖДТ) на особо криминальных участках российских железных дорог осуществляет охрану грузов с использованием электронных пломб, применяя электронные ЗПУ «БигЛок» в качестве электронных устройств контроля.
Совместно с АО «ГЛОНАСС», оператором государственной навигационной спутниковой системы, проведены пилотные проекты с применением электронных пломб на внутренних и межгосударственных маршрутах. Осуществлены опытные смешанные перевозки по Севморпути от предприятий, находящихся в зоне Транссиба, до Норильска и далее до порта Мурманск, а также за Полярным кругом – предприятиями нефтегазового комплекса. При реализации пилотных проектов с участием АО «Росспиртпром», ПАО «ГМК «Норильский никель», ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (НК «Роснефть») и других компаний электронные пломбы доказали свою высокую эффективность.
 
Под эгидой КСТП в интересах грузовладельцев и экспедиторских компаний создан проект «Охранный поезд», который предусматривает комплексный сервис охраны, гарантирующий надежную доставку всех грузов, перевозимых в составе контейнерных поездов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. В основе такого охранного сервиса – использование электронных пломб и применение групп быстрого реагирования.
 
Свою состоятельность электронные пломбы и электронные устройства конт­роля подтвердили и в ходе опытной эксплуатации на стационарных объектах – элеваторах ОАО «Истра-Хлебо­продукт».
Важный аспект применения электронных пломб и электронных устройств контроля связан с включением их в состав комплексных систем транспортной безопасности. В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 285 от 16.07.2020 г.
 
«О временных ограничениях погрузки грузов, следующих в прямом железно­дорожном сообщении на железнодорожные станции назначения и с железно­дорожных станций отправления, принадлежащих ФГУП «Крымская железная дорога», расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определен особый порядок отправки грузов. Установленный порядок определяет в качестве инструмента по обеспечению безопасности перевозки наложение на подвижной состав и упаковку грузов, следующих по данному направлению, средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.
 
В целом бизнес заинтересован в использовании устройств, способных влиять на скорость доставки грузов за счет ускорения административных процедур при введении электронного документооборота. Особенно актуально использование электронных пломб при международных перевозках и придание им статуса средства таможенной идентификации, что обеспечит безостановочное движение грузов, бесшовное прохождение границ, сократит время таможенных операций, повысит безопасность на транспорте. Например, в целях практической отработки механизмов мониторинга и отслеживания транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза в 2018 году успешно был проведен эксперимент по мониторингу автомобильных транзитных перевозок товаров, перемещаемых между российскими таможенными органами и таможенными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с процедурой таможенного транзита. Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) проводится работа по созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Распоряжением совета ЕЭК № 200 от 17.12.2019 г. утверждена дорожная карта по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС на основе системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб со сроком завершения всех работ в II квартале 2021 года.
Электронные пломбы на страже интересов ФТС. Отдельного внимания заслуживает применение электронных пломб для целей таможенного контроля. Таможенная пломба – это универсальное техническое средство контроля перемещения на территорию, с территории и через территорию РФ таможенных грузов и пресечения криминальных схем мошенничества, подмены, утраты, контрабанды. 
 
Приказом ФТС России № 739 от 18.02.2000 г. «О применении пломбировочных устройств повышенной надежности» были установлены технические требования к пломбировочным устройствам, обеспечивающим защиту транспортных средств с таможенными грузами от преступных посягательств. Приказом ФТС России № 1517 от 19.08.2014 г. технические требования к пломбировочным устройствам повышенной надежности отменены, и с этого периода таможенные службы получили возможность использовать любые пломбы, имеющие официальный товарный знак «пломба». Отсутствуют практически любые критерии для выбора необходимой модели таможенной пломбы. В тендерной документации, которая публикуется ежегодно, приводится описание пломбы, очень похожей на пломбу типа Inner Force.
 
Причем каких-либо требований или пожеланий к криминальной стойкости заявленной пломбы нет. Следовательно, неизвестно, должна ли допускать заявленная пломба возможность ее несанкционированного вскрытия без следов, или нет. В тендерной документации отсутствуют также требования по органолептическим методам контроля целостности пломбы, установленной на транспортном средстве (автофургоне, контейнере, вагоне и т. д.), что не позволяет на местах контроля эффективно оценить факт отсутствия постороннего вмешательства. Возникало ощущение незаинтересованности таможенной службы в изделии «пломба» как в надежном элементе контроля отсутствия доступа к грузу посторонних лиц, а выбор делался по принципу «чем дешевле, тем лучше».
 
Однако в последнее время позиция ФТС России претерпела существенные изменения. «Наличие системы контроля и возможность в режиме онлайн проверять местонахождение груза позволяют повысить безопасность такой поставки, снизить риски незаконной выгрузки или замены товара в пути. Считаем, что дальнейшее применение системы отслеживания перевозок товаров сможет расширить транзитные возможности России», – отметил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
 

Охрана и сопровождение грузов на железнодорожном транспорте

Источник: gksofia.ru