• Главная
  • Новости
  • Переход на беспилотные локомотивы позволит на 30% увеличить скорость доставки грузов и сортировки вагонов на железнодорожных станциях

Переход на беспилотные локомотивы позволит на 30% увеличить скорость доставки грузов и сортировки вагонов на железнодорожных станциях

8 июля 2021

В минувшую пятницу Министерство транспорта РФ опубликовало паспорт отраслевой стратегии цифровой трансформации на 2021–2030 годы. Документ направлен на повышение привлекательности российских транспортно-логистических услуг за счёт использования технологий искусственного интеллекта, которые позволят снизить стоимость перевозок и увеличить скорость транспортировки. Среди инициатив ведомства – внедрение беспилотных транспортных средств, а также переход на электронные перевозочные документы и навигационные пломбы.

Стратегия включает в себя проекты по шести направлениям – «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зелёный цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой РФ», «Цифровизация для транспортной безопасности» и «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры». Документ, уже получивший одобрение правительства, опубликован на сайте Минтранса.

«Стратегия для нас – это только первый шаг, ключевая роль – за реализацией проработанных направлений и инициатив. Как и при подготовке документа, дальше мы будем идти в плотной связке с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и другими ведомствами, нашим центром компетенций – ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», ведущими транспортными и IТ-компаниями», – подчеркнул заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов.

Как стало известно «Гудку», представители ОАО «РЖД» участвовали в подготовке стратегии Минтранса и выносили свои предложения. Отметим, что указанные в паспорте стратегии инициативы также отражены в стратегии цифровой трансформации холдинга до 2025 года. В частности, применение искусственного интеллекта (в том числе для беспилотного вождения поездов) и создание бесшовной грузовой логистики за счёт перевода документооборота в электронный вид (с помощью технологии «Интертран» и электронной торговой площадки «Грузовые перевозки»).

По словам заместителя министра транспорта, уже сформированы рабочие группы по беспилотным логистическим коридорам – организации автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева», по беспилотным воздушным судам и автономным железнодорожным перевозкам. «По направлению «Беспилотники для пассажиров и грузов» будет создана инфраструктура для движения беспилотников всех видов транспорта, запущены в эксплуатацию беспилотные транспортные средства (в частности, поезда), а также произведена роботизация транспортно-логистических хабов (в том числе железнодорожных станций и логистических центров) в целях увеличения средней скорости, повышения безопасности и снижения себестоимости перевозок», – отмечено в паспорте стратегии.

Согласно документу переход на беспилотные локомотивы позволит на 30% увеличить скорость доставки грузов и сортировки вагонов на железнодорожных станциях. Также внедрение беспилотников на 10% повысит уровень безопасности движения поездов и на 20% снизит себестоимость пассажирских перевозок к 2030 году.

Для достижения этих целей с января 2022 года по декабрь 2024 года на сети ОАО «РЖД» запланировано создать инфраструктуру для беспилотного железнодорожного транспорта. По данным из паспорта стратегии, на реализацию данной инициативы из федерального бюджета планируется направить 2,25 млрд руб. В частности, в стратегии указана необходимость в реализации пилотного проекта по оборудованию пяти станций для обеспечения движения маневрового тягового подвижного состава без участия машиниста, а также соответствующий пилотный проект по оборудованию железнодорожных перегонов. При этом до декабря 2023 года Минтранс разработает технологические стандарты и требования к беспилотному железнодорожному транспорту.

Напомним, что идея внедрения беспилотных поездов на сети ОАО «РЖД» также входит в долгосрочную стратегию развития компании. Как сообщил в конце мая на брифинге генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, компания планирует в 2022 году сертифицировать электропоезд «Ласточка» с автоматическим управлением, а в 2024 году создать беспилотную систему железнодорожного транспорта на Московском центральном кольце.

Холдинг также реализует пилотные проекты по внедрению беспилотных локомотивов в грузовые перевозки. Например, в 2017 году на станции Лужская Октябрьской железной дороги начали применять технологию управления локомотивом без машиниста, которая предполагает полный цикл роспуска составов в парке приёма на сортировочной горке. Сейчас на станции работают над внедрением технологии обслуживания беспилотниками парков формирования и отправления. Расширение системы автоматического управления на новые парки с дооснащением локомотивов планируется завершить до конца 2022 года (подробнее об этом «Гудок» писал в номере от 13.07.2021 г.).

Другой инициативой Минтранса является создание бесшовной грузовой логистики на всех видах транспорта. Как отмечают в ведомстве, высокая транзакционная нагрузка – бумажные документы и контрольные процедуры – снижает привлекательность российских транспортных коридоров. В текущем году планируется принять закон об электронной товарной транспортной накладной, что позволит создать единую нормативную базу для организации перевозок всеми видами транспорта. Сегодня для учёта в государственных органах применяются только железнодорожные электронные транспортные накладные (ЭТРАН) и не принимаются автомобильные.

Ранее, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин отметил значимость такого электронного взаимодействия компании с грузоотправителями и пассажирами. «Перевозка 88% гружёных вагонов внутри России сегодня оформляется в электронном виде, а использование электронного документооборота увеличивает скорость проведения операций не менее чем на 20%», – сообщил Евгений Чаркин.

Также, согласно стратегии Минтранса, в декабре 2023 года для железнодорожного транспорта внедрят сервис по применению электронной международной транспортной накладной. Участники рынка отметили важность гармонизации законодательства на стыках видов транспорта и государства. Сейчас отсутствуют единые правила транзита. Как ранее рассказал «Гудку» президент АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Дмитрий Никитин, уже давно ведётся речь о необходимости утверждения единой формы транспортной накладной для перевозок в прямом смешанном сообщении, которая бы отвечала и интересам всех видов транспорта, и международным стандартам. Однако принятие первостепенных законов и подзаконных актов, развивающих отрасль – о перевозках транзитных грузов, о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, – откладывается. Как итог – клиенты не могут получить единого сквозного решения. «Процессу интеграции железнодорожного транспорта в единую транспортную систему страны и в международную транспортную систему нужны лидер и регулярный двигатель, – отмечал Дмитрий Никитин. – Тогда станет возможным как обеспечить нужный диалог – между бизнесом, перевозчиком, регуляторами, – так и повысить эффективность самой гармонизации, организуя, продвигая и координируя её на национальном и международном уровнях».

Кроме того, перед Минтрансом и ОАО «РЖД» стоит задача провести тестовые испытания по оценке возможности полного перехода на электронные навигационные пломбы при железнодорожных перевозках до сентября текущего года. До конца 2021 года холдингу необходимо определить очередность категорий грузов для использования данных пломб.

В паспорте стратегии отмечено, что переход на бесшовную грузовую логистику позволит к 2024 году вдвое увеличить объём транзитных контейнерных перевозок для автомобильного и железнодорожного транспорта. Это поспособствует снижению временных затрат на прохождение контроля железнодорожного состава на границе и таможни на 94% и увеличению средней коммерческой скорости транзитного поезда на 50% к 2030 году.

В течение месяца ведомство подготовит финансово-экономическое обоснование и совместно с Министерством финансов РФ сформирует предложения об источниках финансирования проектов. На площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» совместно с ведущими отраслевыми и IТ-компаниями Минтранс проработает дорожные карты по всем стратегическим направлениям.

Охрана и сопровождение грузов на железнодорожном транспорте

Источник:https://gudok.ru/